Периоды Чжоу и Чжаньго

Материал с сайта .

К концу II тыс. до н. э. царство Шан-Инь было завоёвано более мощным — Чжоу, чьё владычество длилось с 1122 по 403 г. до н. э.
Культура Чжоу во многом основана на культуре Шан-Инь — письменность, религиозные представления, архитектурные приёмы.
В период Чжоу была выработана планировка города, которая сохранялась в Китае и в дальнейшем, лишь незначительно совершенствуясь. Основные правила строительства и планировки городов, расположения улиц и дворцов были изложены в трактате по архитектуре «Чжоули». Прямоугольный в плане город окружался крепостной стеной. В центре его помещался императорский дворец, также обнесённый стеной.

С восточной и западной стороны дворца располагались культовые постройки. Город пересекали под прямым углом широкие улицы.
Керамика, созданная в этот период, сильно отличается от шанской. Орнамент, украшавший сосуды, теперь либо отсутствует, либо занимает незначительную часть поверхности. Практически не встречается изображение маски «таотэ». Появились так называемые «сосуды-охранители» — в виде зверя или птицы, оберегающих жизнь человека, охраняющих посевы от пожаров и наводнений: совы, тапира, тигра.
В период Чжоу в Китае было широко распространено производство изделий из нефрита. Особенно много их найдено в погребениях. Например, на грудь и под спину усопшего клали нефритовые диски (би) с круглыми отверстиями в центре — символы Неба. Их покрывал резной узор, изображающий звёзды и облака.
Значительные изменения в духовной жизни страны произошли в V в. до н. э. Государство Чжоу распалось на ряд самостоятельных царств, ведущих постоянные междуусобные войны за первенство. Этот период называется Чжаньго — «Воюющие царства» (403–221 гг. до н. э.). Внутри царств шла борьба за власть между старой родовой аристократией и богатыми общинниками. Но жизнь, тем не менее, не останавливалась. Возникли новые дороги, сеть каналов связала столицы царств. Развивались торговля и ремесло. Отдельные районы и крупные города специализировались на выпуске той или иной продукции. Янчжоу и Цинчжоу славились своими шёлковыми тканями, в царстве Чу изготовляли острые наконечники стрел, в царстве Хань отливали особенно прочные мечи.
Города Китая постепенно превращались в центры знаний. Сюда стекались образованные люди: учёные, философы, поэты. В середине I тыс. до н. э. китайские учёные создали звёздный каталог и лунно-солнечный календарь, где попытались обобщить многовековой опыт наблюдений за явлениями природы. «Трактат о горах и морях» («Шаньхайцзин») вместил в себя множество древних мифов и легенд.
Накопившиеся сведения о жизни Вселенной потребовали философского осмысления. Так возникли важнейшие учения — конфуцианство и даосизм, которые оказали воздействие на все области китайской культуры. Конфуцианство утверждало незыблемость установленных в государстве порядков. Государь, по словам Конфуция, основателя учения, — «отец народа». Он правит по воле Неба. Опираясь на традиции культа предков, конфуцианство разработало систему правил для всех проявлений человеческой жизни. В их основе лежит повиновение младших старшим, подданных — государю. Искусство рассматривалось конфуцианством как важное средство укрепления государства.
Согласно учению даосизма, мир подчинён закону «дао» («пути») — т. е. закону самой природы, находящейся в вечном движении и изменчивости. Основатель учения Лао-цзы писал: «Человек следует законам Земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Тот, кто нарушает законы дао, погибнет раньше времени».
В середине I тыс. до н. э. в китайском искусстве возникли новые направления, сюжеты и образы. Были созданы значительные поэтические произведения, появились картины, изображающие человека и реальных животных.
Постепенно изменились и бронзовые сосуды: они стали более лёгкими и изящными. Скульптурный орнамент всё чаще заменяется гравировкой, инкрустацией бирюзой, самоцветами, золотом, серебром и медью.
В орнаменте появились новые мотивы, символизирующие важнейшие циклы полевых работ — жатву, молотьбу, а также связанные с ними обряды. Если раньше сосуды выплавлялись монолитными, то теперь они состояли из отдельных деталей, спаянных оловом.
В период Чжаньго появилось множество изящных бытовых и ритуальных предметов — расписная мебель, чаши, подносы, вазы, покрытые лаковой росписью музыкальные инструменты. Интересны, например, бронзовые зеркала, которые особо почитались в Древнем Китае, т. к. им приписывали магические действия. Лицевую сторону зеркал тщательно полировали, покрывали ртутью, а оборотную инкрустировали рельефным серебряным и золотым орнаментом. В узоре встречаются символы природных стихий, магические надписи, изображения дракона в облаках. Зеркала использовались в быту и при вознесении молитв небу; их клали в захоронения, как бы связывая этим умершего со Вселенной.

Лаковые изделия
От периода «Воюющих царств» до наших дней дошло и множество ритуальных предметов — жертвенных блюд, кувшинов для вина, светильников в виде фигурок животных — их использовали для заклинания природных сил. Подобные шан-иньским сосудам с изображениями животных, они отличались от последних большей плавностью линий.

В живописи периода Чжаньго впервые стали использовать шёлковую ткань, кисть и тушь. Это подтверждает свиток, обнаруженный в богатом захоронении близ города Чанша. На картине изображена молодая женщина, над которой парят дракон и феникс — символы востока и юга. Несмотря на довольно условное изображение человека, художник передал движение фигуры. Строгий чёрно-белый рисунок располагается на ничем не заполненной поверхности фона.
Сложная и трудоёмкая техника изготовления лаковых изделий в этот период достигла большого совершенства. На деревянную, кожаную или холщовую основу наносили несколько слоёв лака — окрашенного сока лакового дерева. После длительного просушивания получались лёгкие, блестящие, не боящиеся воды предметы. В тех случаях, когда основа была холщовой, ткань первоначально натягивали на деревянную модель. Образцом подобной техники может служить лаковая туалетная шкатулка, найденная при раскопках близ города Чанша. Очень лёгкая, с тонкими стенками, покрытыми, как и большинство лаковых изделий того времени, чёрным, красным и белым лаком, шкатулка украшена изображениями различных сцен придворного быта.
На круглые лаковые блюда наносили узоры, символизирующие небесные светила. В тонких линиях, завитках, как бы находящихся в непрерывном движении, мастера старались передать ощущение бесконечности пространства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.