Керамика Крита

Заказать тут - устройство выявляющее уход за выменем гарантирует качество. .

В искусстве Крита, как и в искусстве любого древнего народа, особое место принадлежит бытовой и культовой утвари. Хорошо сохранилась керамика — вазы, которые обычно делали из глины. Они были богато украшены росписями: изображениями цветов, растений.
Мир, по представлению критян, состоял из нижней полусферы, которую можно условно назвать «сосудом земли», и верхней — «сосуда неба». Земля была как бы между ними. Изображения кормилицы-земли, а также ещё более древнего кормильца — моря — в той или иной форме присутствуют на всех сосудах.


Наиболее замечательны древние критские вазы, найденные в пещере Камарес (на южном побережье Крита). Их так и называют — «вазы Камарес». Вазы отличаются пластичностью форм и отсутствием жёсткого разграничения частей — венчика, ножки, верха и низа.
Одна из ваз — кратер (сосуд для смешивания жидкостей, имеющий широкое горло, вместительное тулово и две ручки) из дворца в Фесте — изображает историю происхождения мира. Он украшен четырьмя цветками лилии на тулове и тремя — на ножке. Сосуд сделан вручную, его контуры далеки от геометрических форм. Специальным образом обработанная поверхность сосуда имитирует коралловые рифы (морскую среду), по центру тулова идёт полоса строгого «шахматного» орнамента (им в древности часто украшался «полог» неба). Два разных вида украшений символизируют союз неба и водной стихии, от которого рождаются лилии. Три из них — на ножке — означают воду, землю и небо, а четыре — на тулове — части света.
Сохранился удивительный памятник (около 1400 г. до н. э.), на котором изображён весь цикл «превращений» — от смерти к новой жизни. Это расписной саркофаг, найденный в 1903 г. в небольшой надземной гробнице близ Агиа Триады. Таких небольших саркофагов (их называют ларнаками), прямоугольных либо овальных, с отверстиями на дне, на Крите найдено много. Обычно саркофаги расписывались, но бегло, стилизованно и очень небрежно. Саркофаг из Агиа Триады выполнен тщательно и украшен интересной композицией, представляющей единый сюжет: приношение в жертву быка.
На одной из сторон саркофага изображён начальный акт приношения жертвы. К столу-алтарю, на котором лежит белый в пятнах, связанный бык, направляются пять женщин-жриц.
На другой стороне саркофага изображены трое юношей, несущих дары к гробнице. Видимо, в ней покоится смертный бог. Тело умершего (судя по раскраске — мужчины) представлено в длинном женском платье. По древним поверьям, унаследованным критянами, рождать (и возрождать) могла только женщина — Великая богиня. Она «принимала» душу умершего в себя и возвращала его в мир.
На боковых сторонах ларнака представлены богини в повозках, запряжённых горными козлами и грифонами. Они помогают душе умершего, воплощённой в птице, подняться в небесный мир.
Все эпизоды на саркофаге разграничены цветовыми зонами: вероятно, разные цвета связывались с разными временами совершавшегося действия. Так, золотисто-жёлтый фон, на котором изображены жрицы-богини, мог означать небесный мир и будущее время, синий — подземный мир и прошлое, светлый — мир земной и настоящее время, красный — перенос души в небеса.
* * *
К середине II тыс. до н. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили непосредственность, в них всё больше ощущались сухость, жёсткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рационализму.
Что привело к столь заметным изменениям в искусстве — точно не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Современные исследователи критской культуры считают причиной её гибели не землетрясение и не нашествие врагов, а обострение внутренних междоусобиц. Тем не менее она не утеряла своего значения и в эпоху возвышения Микен: художественная традиция, вся образная система микенского искусства находились под воздействием Крита.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.